Ребенок не говорит шипящие звуки: что делать?

Февраль 10th, 2017

Шипящие звуки в некоторых случаях не всегда получаются правильно даже у детей в возрасте шести лет. Вместо слова «шишка» мы можем услышать «фыфка», «сыска», «тытка» и другие варианты. В первом случае замечается губное произношение шипящих, во втором случае – замена шипящих на свистящие звуки, а в третьем – призубное произношение шипящих звуков. Все данные нарушения не считаются нормой. Они имеют свои сигматизмы и парасигматизмы.

В настоящее время врачи до сих пор спорят о том, стоит ли называть дефектным нижнее произношение шипящих звуков? В таком варианте произнесения звуков «ж» и «ш» кончик языка находится внизу ротовой полости, а языковая спинка сильно поднимается к небу, формируя щель. Раньше логопеды исправляли такое произношение. А современные специалисты полагают, что эта особенность является нормой, поэтому ее можно оставить, как есть.

Нормальное произношение

Если ребенок не говорит шипящие звуки, следовательно, он не понимает, как правильно это делается. Итак, при произношении язык должен находиться в определенном положении во рту. Он обязательно будет широким. При этом передний край языка вплотную прижимается к верхним зубам. Особенно важно, чтобы язык был совершенно симметричен, а иначе может выйти боковое произношение звука.

Конечно, нам, взрослым людям очень просто рассуждать, демонстрировать правильное произношение. А что же происходит в голове у ребенка? Он же еще не может в совершенстве владеть своим артикуляционным аппаратом, да и они не слушаются его. Ну как ему понять, как нужно сделать широкий язык, когда тот постоянно становится острым, как шило и пытается все время съехать вбок? А как поднять язычок вверх, когда он просто не слушается?

Эффективные упражнения для языка

Чтобы язык приобрел нужную форму, и у ребенка получилось говорить шипящие звуки, не стоит его торопить и ругать, лучше займитесь с ним упражнениями. Главное, чтобы малышу было интересно. Поэтому все упражнения обретают игровую форму. Итак, вспоминаем о гномике Языке, и начинаем слушать его забавные истории. Если вы забыли, то следует напомнить, что многочисленные приключения этого гномика следует рассказывать сидя перед зеркалом. О чем наша история?

Язычок задумчиво стоит у холодильника и не может понять, что же ему приготовить на обед. Наконец он выбрал сковородку – открываете рот в улыбке, а острый кончик языка находится при этом на нижней губе. По языковой кромке появляется валик. Удерживать язык в этом положении нужно от 10 секунд и больше. И тут наш гномик решил, что он не хочет ничего жарить, убираем сковородку в шкафчик, закрываем рот. Но можно и попробовать! Сковородку снова ставим на плиту. Здесь гномик решает выпить чая. Он достает чашечку. Упражнение «чашечка» — открытый рот, а широкий язык поднимается к верхним зубам. При этом важно, чтобы нижняя губа не мешала языку. В этом положении нужно продержаться 10-15 секунд.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Информация