Дислексия — трудности чтения

Апрель 4th, 2017

Некоторые сложности в формировании способности к чтению или полное отсутствие этой способности принято называть дислексией. Среди причин, по которым возникает такое явление, можно назвать болезни сосудов, травмы, гормональный фон женщин, который влияет на развитие ребенка при беременности, наследственный фактор. Часто наблюдаются нарушения чтения в различных поколениях семьи, к примеру, у ближних или дальних родственников.

Как возникает дислексия?

Дислексия связана с особенностями работы разных отделов головного мозга. Так, одной из гипотез считается чрезмерная маскулинизация мозга у мальчиков. У девочек отличия в работе правого и левого полушарий выражены не так отчетливо, как у мальчиков. У последних правое полушарие является пространственным, а левое – речевым. На самом деле можно наблюдать определенные случаи, в том числе и среди взрослых людей, когда они отлично разбираются в математике, демонстрируют изумительные технические способности, но читают при этом неохотно и с трудом.

Таким образом, дислексию нельзя считать умственной отсталостью. Ведь в таком случае интеллект может быть очень развитым и даже выдающимся. К примеру, даже у Эйнштейна была дислексия.

Как проявляется дислексия?

Устойчивости сложности в чтении могут проявляться различными способами. Самое главное – это отсутствие обобщенного буквенного образа. Зная главные признаки букв М или А, мы их узнаем в любом перевернутом или искаженном виде, даже когда эти буквы накладываются друг на друга или перечеркиваются линиями. Известные капчи в Интернете «введи в окно символы» обращаются именно к этой особенности восприятия.

Однако при этом необходимо, чтобы буква являлась не просто рисунком, а превратилась в обобщенный символ после долгой тренировки чтения. В таком случае узнавание будет происходить моментально. Иными словами, навыки узнавания конкретных букв становятся автоматическими. Но когда нарушается пространственное или зрительное восприятие, ребенок не сможет точно запоминать, как называются и выглядят те или иные буквы. В таком случае чтение долго будет медленным, если вообще сможет стать таковым.

Есть еще один вариант проявления дислексии: буквы ребенок запоминает, называет их по отдельности, но не может связать в слова и слоги. Все перечисленное относится к формам оптической или пространственной дислексии.

Дислексия из-за проблем с речью

Еще одна группа нарушения чтения связана с разными проблемами с речью. К примеру, ребенок плохо различает близкие фонемы (д-т, б-п, с-з), переставляет слоги и буквы, не различает буквы, близкие по артикуляции. В таком случае появляются замены букв, «словесный винегрет», и конечно, ребенок не может понять смысл того, что прочитал.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Информация