Теоретическая база логопедии. Продолжение

19 мая, 2012

Теоретическая база логопедии. ПродолжениеПринцип развития подразумевает выделение в логопедической работе задач, трудностей и тех этапов, которые лежат в зоне самого ближайшего развития детей.
Исследования детей с нарушением речи, организация всей логопедической работы осуществляется с учетом деятельности ребенка (игровой, предметно-практической, учебной и пр.).
Разработка методики логопедического воздействия проводится с учетом последовательности проявления форм и функций в речевом аппарате, а также типов деятельности ребенка в его онтогенезе (в этом заключается онтогенетический принцип).
Таким образом, возникновение многих нарушений речи зачастую обусловлено взаимодействием биологических факторов с социальными. Для логопедической коррекции нарушений значение имеет четкое установление в конкретном случае этиологии, механизма, симптоматики нарушений, выделение главных расстройств, соотношение симптоматик в структуре дефекта.
При компенсации речевых/неречевых функций, при перестройке деятельности систем используют принципы обходного пути, а именно формирование функциональной системы, идущей в обход того звена, которое пострадало.
Важное место в деле изучения и коррекции нарушений занимает дидактический принцип, сюда входит наглядность, сознательность, доступность, индивидуальный подход и пр.
Методики логопедии условно разделяют на группы.
1 группа — все организационные методы: лонгитюдинальный (изучение непосредственно в динамике протекания заболевания), сравнительный, комплексный.
2 группу составляют применяемые эмпирические методы: экспериментальные (лабораторный, формирующий, естественный эксперимент), обсервационные (наблюдение), психодиагностические (тесты, прожективные, анкеты, интервью), праксиметрический анализ деятельности.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Информация