Развитие речи у детей с нарушением зрения

8 июля, 2016

Известно всем, что детская речь не появляется сама по себе. Малыш, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности вынужден обращаться к окружающим людям с просьбой, общаться с ними, словесно делиться ощущениями и чувствами, выражать радость или обиду. Все это дети делают, подражая взрослым – главным образом своей маме.

Постепенно малыш овладевает речью. Дефекты речи приносят детям множество огорчений дома и в общении со сверстниками, затем уже в школе эти проблемы только увеличиваются. Таким детям нужна помощь.

Что, если нарушено зрение?

Развитие речи у детей с нарушением зрения протекает медленнее, чем у здоровых ребят. Отмечаются недостатки в формировании нормального говорения.
Как показали исследования, на самом деле можно предупредить появление у детей со слабым зрением вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. Это можно достичь за счет применения специальных приемов обучения, технических и оптических средств, проведения специально направленной воспитательной коррекционной работы, создания требуемых гигиенических условий. Среди таких условий можно отметить:

• Увеличение норм освещенности;
• Использование специальных учебных материалов с крупными буквами;
• В учебниках иллюстрации и картинки должны быть четкими и большими;
• Создавать рациональный режим нагрузки на органы зрения;
• Правильно чередовать процессы труда, отдыха и обучения.

Для стимуляции развития речи у детей с нарушением зрения необходимо постоянно:

• Играть с детьми;
• Чаще разговаривать;
• Читать стишки, потешки, пословицы, считалки, поговорки и загадки.

Игры со стихами способствуют активному развитию памяти у детей, речи, внимания, образного мышления, свободы движения, чувства пространства. Это особенно важно для малышей со слабым зрением. К тому же во время таких игр дети быстро запоминают стихи, учатся интерпретировать их с выражением и демонстрацией жестов. К примеру, можно не просто прочесть стишок, а сделать из него небольшую сценку, обыграв всех персонажей и события, показав движения. Детям очень нравятся поговорки и считалки.

Для этого можно успешно использовать карточки со считалками и загадками. Есть к тому же интересные познавательные игры «собрать пословицы» с яркими иллюстрациями. К примеру, предлагаем ребенку назвать пословицы с похожим смыслом и показать соответствующую карточку.

Гигиена зрения

Гигиена зрения, особенно у детей дошкольного возраста является одним из главных условий успешного обучения и детского развития. Недооценка данных вопросов может привести к появлению у школьников определенных недостатков в развитии функций зрения.

Все это существенно усложняет формирование сенсорных и зрительных функций. Если сенсорный опыт беден, а интеллект и речь развиваются нормально, может появиться дисбаланс в развитии словесно-логических и чувственных систем связи.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика