Логопедическая работа с памятью

26 июля, 2016

Память школьников младшего возраста по сравнению с дошкольниками более организованная и сознательная. Однако и она может иметь свои недостатки.

У младших школьников более развитой является наглядно-образная память, по сравнению со смысловой. Они лучше и быстрее запоминают определенные предметы, факты, лица, события и цвета. Это обусловлено тем, что в данном возрасте преобладает первая сигнальная система. В процессе обучения в начальных классах дается много фактического, конкретного материала. Это способствует развитию образного и наглядного запоминания. Однако в начальной школе требуется подготовка детей к обучению в среднем звене. Нужно развивать логику. Ученики должны запоминать доказательства, определения, объяснения. Приучив детей к запоминанию значений, связанных логическим путем, учитель помогает им развивать мышление.

Недостатки памяти

Среди недостатков памяти младших школьников можно отметить неумение грамотно строить процесс запоминания, неумение делить информацию для запоминания на группы или маленькие разделы, выделять пункты опоры для усвоения, пользоваться логическими цепочками. У младших школьников присутствует потребность в запоминании фактов дословно – это связано с неполным развитием речи. Родители и учителя должны помогать детям осваивать смысловые запоминания и бороться с неосмысленной памятью каких-то слов или понятий.

Также нужно отметить некритичность памяти ребенка, которая работает в совокупности с неуверенностью в заучивании информации. Именно неуверенность становится частым объяснением тех случаев, когда школьники младшего возраста выбирают дословное запоминание, а не пересказ.

В начальном звене с каждым годом память становится все лучше. Чем большее количество знаний получает ребенок, тем шире становятся способности к образованию новых связей, тем больше навыков обучения, следовательно, тем прочнее становится детская память. Учителям начальных классов и родителям нужно работать много, чтобы усовершенствовать память ребенка, побудив его к осмысливанию учебной информации и организованности в целом.

Логическая память

Во время обучения в первых классах память детей начинает «думать». Под влиянием обучения в школьном возрасте память развивается в таких направлениях:

1. Возрастает роль и увеличивается вес логического и смыслового запоминания;
2. Дети получают навык самостоятельного управления собственной памятью, регулирования ее активности – запоминания, припоминание, воспроизведения.

И все-таки в этот период у детей более развитой остается память механическая. Ведь младшие школьники не склонны к дифференциации целей запоминания – что нужно запоминать слово в слово, а что поверхностно. Этому их нужно учить.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика