Взгляд логопеда на билингвизм у детей

9 августа, 2016

Калинова Ирина Николаевна уже 25 лет работает в логопедии. В течение последних десяти лет своей профессиональной деятельности логопед наблюдает тенденцию, что каждый год в логопедические группы попадают дети, говорящие на двух и даже более языках, но при этом имеющие диагноз «нарушение речи» разного уровня.

Билингвизм у детей

Для начала нужно сказать, что билингвизмом называют способность разных социальных, национальных, культурных и прочих групп людей изъясняться на двух языках. При этом зачастую они одинаково хорошо разговаривают на обоих. Людей, которые свободно владеют двумя языками, принято называть билингвами. А те, кто хорошо знают несколько языков – полилингвы.

Поскольку язык является прямой и главной функцией конкретной социальной, национальной и культурной группы, то билингвы – являются носителями языков одновременно двух групп. При этом они получают особенности данных групп и принадлежат к двум разным группам людей.

Более того, особенно важно обратить внимание на обстоятельство, что во время билингвизма в рамках одной группы активными являются два языка.

В целом появление и развитие естественного билингвизма имеет две причины:

1. Один родитель говорит на одном языке, а второй – на другом;
2. Одна ситуация обсуждается на одном языке, а другая – на втором.

Учитывая то, что два языка – это две культуры, можно сделать важное заключение, что для двуязычного человека не только оба языка становятся родными, но и обе культуры. В этом случае решающее значение для правильного развития ребенка будет иметь его семья. Роль родителей при этом должна быть наиболее активной. Все это позволит сформировать социальную и культурную личность ребенка.

Роль родителей в двуязычии

Родителям нужно предусмотреть одинаковые условия пребывания ребенка в обеих языковых средах, добиваться полноценности и чистоты становления языковых и культурных составляющих личности малыша. Но родители часто сами смешивают языки, не соблюдают полный переход на второй язык, не управляют практикой речи ребенка. Если пустить на самотек процесс освоения одновременно двух языков, то могут появиться специфические ошибки в речи и погрешности в области познания, из-за чего родители и приводят детей с билингвизмом к логопеду.

Отношение логопедов к билингвизму

Мнения логопедов относительно такого явления разошлись. Одни считают, что у двуязычного ребенка лучше развивается мышление, память, кругозор, поскольку он может использовать преимущества сразу двух языков. А другие полагают, что эти все процессы развиваются хуже, поскольку малыш вынужден свои возможности делить сразу на два языковых направления, однако не способен полноценно освоить ни одно из них, в силу каких-либо причин.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика