Развитие речевого общения детей

9 октября, 2016

Постепенно ребенок в возрасте старше года устанавливает связь не толь с определенным словом или предметом, но и между подобными вещами. Как протекает этот процесс?

Развитие речевого общения детей

Возьмем, к примеру, эксперимент, который проводился психологами с малышами в возрасте от года до года и трех месяцев.

В эксперименте принимали участие две группы детей. Первая группа: каждый ребенок в течение двух месяцев практически ежедневно по десять раз на несколько секунд показывали незнакомые им предметы, к примеру, неизвестную книгу и громко произносили «книга». Каждый раз дети обращали внимание и поворачивали в сторону предмета голову. Данная реакция в процессе наблюдения была повторена пять сотен раз.

Для детей второй группы также использовалась одна книга, однако ребенок под руководством взрослых проделывал с ней разные действия. Ему говорили открыть книгу, закрыть книгу и пр. Малышам давали по 20 разных команда, в каждой из них было слово «книга» и каждая нуждалась в определенной реакции в виде движения. Такие реакции повторялись только пять десятков раз за весь эксперимент.

Контрольные испытания

После этого в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время них перед каждым ребенком раскладывали множество разных предметов: куклы, кубики, звери-игрушки, книги разной толщины и величины, оформления обложки. Взрослый обращался к ребенку с такими словами: «дайте книгу». Нужно было понять, какую книгу малыш выберет – только ту, которую ему раньше показывали, или любую другую. Дети из первой категории выбрали только одну знакомую им книгу. Когда им сказали, возьмите еще книгу, они брали первый попавшийся предмет или вовсе ничего не делали. Следовательно, эти дети понимали под книгой только один конкретный объект. А дети второй категории, которые узнали не только название, но и качество предмета, понимали, что книги могут быть разными.

Вывод

Поэтому для развития речевого общения детей нужно учить их совершать какие-то действия с предметами, не просто их называть, а показывать, что можно с ними делать. Ребенок будет понимать, что можно взять книгу, полистать, понести и показать своим куклам, закрыть и открыть, положить на столик, найти внутри красивую картинку. Нужно почаще обращаться к малышу с разными простыми просьбами. Он будет рад помочь родителями, а заодно и обогатить свой речевой запас слов, и получить первое общение с дорогими людьми.

Идеальными художественными текстами для малышей являются прибаутки и потешки. Ребенок их впитывает уже с первых месяцев жизни, ведь в них описан и окружающий мир, практические действия, и природные явления, и вся жизнь.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика