Как определить и исправить недостатки звукопроизношения?

22 октября, 2016

Дети дошкольного возраста не всегда овладевают навыками верного воспроизведения звуков даже к шести годам. Нередко причинами такого опоздания в развитии являются не возрастные нюансы развития речи ребенка – косноязычие, а отклонения в строении аппарата артикуляции, недостаточная подвижность его органов, к примеру, языка, куб, нижней челюсти. К тому же причиной может быть недостаточный уровень фонематического развития, когда ребенок не различает на слух некоторые звуки, перемешивает их.

Выявляем недостатки произношения

Прежде, чем приступить к исправлению недочетов произношения звуков, нужно понять, какие звуки у детей произносятся неправильно и как это выражается. Во время анализа в первую очередь проверке подлежат «шипящие» звуки, свистящие звуки, а также р и л. Зачастую недостатки данных звуков проявляются у детей до шести лет.

Недостатки произношения звуков иногда выражаются в виде:

• искажения некоторых букв, то есть звук присутствует, но произносится он неправильно, к примеру, с присвистом;
• замене одной буквы на другую – например, ш на с или р на л;
• пропуске звуков – когда ребенок пропускает первые буквы;
• путаницы звуков – в одних случаях звуки звучат правильно, а в других они заменяются.

Для определения недостатков произношения, нужно предложить ребенку прочесть стих, рассказать сказку. При этом нужно вслушаться в его речь, установить, какие именно звуки неправильно звучат.

Для более детального обследования применяются предметные картинки, в чьих названиях содержатся проверяемые буквы в разных позициях. К примеру, для проверки таких звуков, как с, з, ш, л, р можно воспользоваться таким перечнем картинок: санки, заяц, шапка, душ, лед, пила, рука, курица и др. Во время обследования нужно постараться понять, почему неправильно произносятся звуки – дело в сложности в артикуляции или это нарушение слухового восприятия.

Зачастую дети неправильно произносят определенный один звук или всю его группу, к примеру, все шипящие, или только иногда отдельные звуки из других групп.

Как исправлять нарушения?

Если присутствуют нарушения произношения только одной фонетической группы, к примеру, неправильное произношение ш, то и другие звуки будут произноситься с дефектами. Поэтому, проверяя конкретный звук ш, обязательно нужно посмотреть, как ребенок выговаривает остальные шипящие звуки.

Надо понять, во всех ли словах ребенок произносит неправильно проверяемые звуки. Также выясняется характер нарушения – заменяет ли ребенок звук на другой или просто пропускает его, или, может, перемешивает с другими звуками. Произносится ли звук отдельно – это нужно проверить, предложив ребенку повторить данный звук за вами. Бывает такое, что ребенок в отдельности хорошо выговаривает буквы, а когда они находятся в составе слов, это ему дается сложно. Если ребенок пропускает р, сначала нужно получить этот звук, и после этого пытаться закрепить в слогах, затем в словах и только потом в речи.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика