Насколько важен правильный фонематический слух?

24 ноября, 2016

Фонематический слух – человеческая способность правильно слышать и распознавать звуки, которая является одной из основных частей фонематической функции.

Важность фонематического слуха

Фонематический слух – это практически то же самое, что и речевой слух. Благодаря такому слуху ребенок может различать и распознавать разные звуки. Этот слух необходим для того, чтобы малыш мог соотнеси звук и букву, даже правильное произношение определенных звуков затрудняется, когда фонематический слух развит недостаточно. Ребенок со слабым развитием речевого слуха не может опознать тот или иной акустический оттенок сложного звука, по которому звуки отличаются друг от друга.

Поэтому во время восприятия речи у ребенка наблюдается уподобление одних букв другим на основе похожести большей части признаков. Если признак был неопознанным или он узнается некорректно, то это может стать причиной некорректного восприятия слов в первую очередь, а в будущем к некорректному произношению. К примеру, он будет говорить слова вместо дом – том, вместо рак – лак, вместо жук – шук.

Данные недостатки мешают правильно понять речь, как самому ребенку, так и тем, кто его слушает. К тому же, как известно, теряется смысл выражений, которые он произносит. Безусловно, всем мамам и папам хочется, чтобы их дети отлично подготовились к школе – для этого они отправляют малышей на подготовительные занятия.

С какими проблемами столкнется ребенок?

Оказывается, что если у ребенка недостаточно разит речевой слух, у него начинается несколько проблем:

• Не получается отличить парные согласные звуки – мягкие от твердых, звонкие от глухих;
• Путаются свистящие звуки с шипящими;
• Не различает звуки и буквы при изучении грамоты;
• Трудности при обучении чтению.

Когда малыш сталкивается с обучением письму и чтению, ошибки в речи просматриваются более явно, в первую очередь сложности вызваны со смешением звуков, сложностью соединения букв в слоги. Далее появляются проблемы и со сложением слогов в слова. От этого ребенок не может перейти на следующий этап после побуквенного чтения. К тому же возникают проблемы с письменной речью, часто встречаются орфографические ошибки.

Проблемы в школе

Далее, когда ребенок станет школьником, у него это будет проявляться в качестве дислексии – неправильное чтение и дисграфии – неправильное письмо. Если родители и в первом классе оставят данную проблему без внимания, то уже через год к проблемам с речью у ребенка присоединятся психологические проблемы, связанные с отставанием в обучении, получением плохих оценок. У такого первоклассника сразу складывается негативное мнение о школе и учебе в принципе. Со временем школьник и вовсе откажется учиться.

Но все эти неприятности можно предупредить, если обратиться к логопеду вовремя, когда родители начинают наблюдать проблемы с речью, произношением, путаницей звуков.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика