Личностный подход логопеда в работе с детьми

11 января, 2017

Всемирная декларация о защите, обеспечении выживания и поддержке развития детей имеет такой пункт: «Дети мира уязвимы, невинны и зависимы от взрослых. Они также энергичны, любознательны и полных идей и желаний. Их время должно быть временем мира и радости, учебы, игры, роста. Их будущее должно быть основано на сотрудничестве и гармонии». Отсюда можно сделать вывод, что взрослые люди, в том числе родители, преподаватели, воспитатели и логопеды, должны строить свои отношения с детьми на сотрудничестве и гармонии. Именно поэтому подход логопеда в работе с детьми должен быть личностным.

Модель взаимодействия

Модель взаимоотношений логопеда с учеником, ориентированная на личность ребенка, направлена главным образом на формирование идеальных психологических условий для ученика, а также сохранение и укрепление доверия к миру, позитивный взгляд на вещи, развитие в ребенке личности и индивидуальности. Умения, знания, навыки в данной методики выступают инструментом в процессе достижения конкретной логопедической цели.

Ученики, которые имеют проблемы с речью, испытывают постоянные сложности при усвоении программы первых классов обучения в школе, из-за недостаточно сформированной функции речи и некоторый психологических предпосылок к овладению учебными занятиями. У таких детей наблюдаются нарушения фонематического и фонетического компонентов системы речи. Они произносят некоторые звуки с дефектами, их фонематические способности не до конца сформированы, что приводит к трудностям овладения чтением и письмом, нарушениям грамматического и лексического компонента системы речи, и ее замедленное развитие.

Помимо этого ученики с дефектами речи имеют неустойчивое внимание, недостаточное развитие логического и словесного мышления, недостаточную наблюдательность, недостаточную способность к запоминанию материала на словах. Вследствие этого у учеников появляются проблемы с формированием учебных навыков.

Направления работы логопеда

С учетом всех эти особенностей и проблем, для личностного подхода логопеда в работе с детьми, актуально применение таких направлений деятельности:

• Развитие фонематической речи,
• коррекция искажений произношения;
• увеличение запаса лексики;
• работа над формированием грамматической структуры речи;
• формирование слаженной связанной речи;
• совершенствование и развитие психологических предпосылок, мотивации к обучению в школе;
• формирование правильных и полных учебных навыков;
• совершенствование и развитие готовности к беспрепятственному общению со сверстниками и учителями;
• формирование навыков общения, адекватных ситуациям учебного процесса.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика