Логопедическая работа с дошкольниками с нарушениями речи и зрения. Продолжение

Июль 10th, 2012

Логопедическая работа с дошкольниками с нарушениями речи и зрения. ПродолжениеВ психологии выделяют позиции детей касаемо речевой деятельности (практическая и теоретическая позиция).
Практическая позиция относительно речи показывает, что речь в ее формах используется в различных функциях, представление ребенка о деятельности речи, как существующей особо от него, об элементах и законах характеризуются неопределенностью, недостаточной осознанностью.
Когда позиция детей относительно речи несет теоретический характер, то дети способны отнестись к действительности языка как к действительно особой, отражающей действительность реальности. Тогда ребенок способен видеть элементы, закономерности, особенности структуры, которые свойственны действительности. Ребенок учится в этом случае произвольному, а потом и осознанному оперированию деятельностью.
Учитывая сказанное, задачей логопедии является формирование психологической предпосылки успешного овладения речевым аппаратом. Морфологические, фонетические, фонематические, синтаксические обобщения надо формировать на практическом уровне, в дальнейшем проводит на уровне осознания.
Таким образом, практическое овладение речевым аппаратом ребенком с патологией зрения учитывает факт: согласно лингвистическим представлениям, выделяют в языке два принципа организации значений слов:
— синтагматический (что порождает высказывание);
— парадигматический (что порождает понятие).
Парадигматическая организация предполагает включение элемента языка в систему противопоставлений и в иерархическую систему кода. Принцип противопоставлений в иерархической системе отношений в основе образования понятия. Этому принципу подчинены не только фонетические, лексические элементы, но и морфологические, семантические формы слова.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Методика