Борьба с дисграфией у детей

Апрель 30th, 2018

Актуальность проблемы преодоления и исследования нарушений письма у школьников младших классов в общеобразовательных школах увеличивается с каждым годом. Это связано с ростом числа детей с дисграфией, а также широким распространением нарушения письма в популяции.

Нейропсихологический подход к постановке диагноза навыка письма и профилактических методов сложностей овладения данным навыком изучали многие исследователи.

Диагноз и этиология дисграфии

Разносторонние мнения ученых о происхождении нарушений письма и множество научных трудов, посвященных исследованию и исправлению данной проблемы, вызывают высокий интерес к данной проблеме, делая ее особо значимой.

Проблемы изучения письменного навыка рассматриваются представителями различных научных школ. Большинство из них говорят о трудностях формирования данного процесса у младших школьников. Дело в том, что особенными сложностями сопровождается психологический процесс освоения письма, который невозможен без таких процессов: замысла письма, отбора лексических и грамматических единиц, фонологического анализа слов, перевода фонемы в графему, контроля.

Изучение состояния детей с недостатками письма демонстрируют, что зачастую среди них встречаются дети с нарушенной устной речью. Нарушения письма часто основываются на недостатке формирования всех составляющих речи, как фонетической, так и лексической и грамматической. С учетом развития контроля фонологического состава слов у ребят с недостатками речи выделяют несколько уровней овладения письменным навыком – от несформированного до относительно развитого с определенными специфическими ошибками.

Разновидности дисграфии

Сегодня существует немало различных классификаций, описывающих разнообразные нарушения письменных навыков. Одной из популярных стала классификация О. Токаревой. Она использовала патогенетический подход, с учетом очага поражения зон головного мозга. При этом было выделено несколько форм дисграфии:

  • Афферентная моторная кинестетическая;
  • Эфферентная кинестетическая моторная;
  • Оптическая;
  • Акустическая.

При моторной афферентной дисграфии очаг поражения затрагивает нижние теменные отделы мозговой коры. В итоге появляются ошибки, связанные с недостатком кинестетических ощущений о расположении органов артикуляции во время произношения звуков при внутреннем восприятии во время письма.

При кинетической дисграфии пораженными оказываются нижние лобные отделы коры головного мозга, которые обеспечивают регулировку и контроль письменного навыка. Появляются перестановки, пропуски, сращения единиц речи, добавления слов, слогов, предлогов.

Зачастую акустические ошибки появляются из-за сбоев в фонематическом восприятии, нарушения слуховой и речевой памяти, со сложностями дифференциации фонем, согласно параметрам акустического характера. А оптическая дисграфия связана с недостатком формирования зрительно-пространственного восприятия и представления ребенка.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Статьи