Навык звукового анализа

Май 10th, 2018

Одним из направлений логопедической деятельности стало развитие навыка звукового анализа и синтеза. Рассмотрим, в чем заключаются особенности этого анализа, и почему данные навыки должны быть полностью сформированы у ребенка до поступления в школу.

Анализ звуков

Звуковым анализом называется процесс разделения слова на составные звуки. Проблемы с освоением звукобуквенного анализа проявляются тем, что ребенок воспринимает слово целиком. Он ориентируется только на смысл услышанного, но не воспринимает фонетическую сторону – наличие звуков и их последовательность.

К примеру, взрослый попросил ребенка назвать отдельные звуки слова «сок». А малыш отвечает, что он бывает яблочным, апельсиновым и пр.

Зачем нужен звуковой анализ?

Навык звукового анализа мы применяем каждый день, поскольку он составляет основу процесса письма. Во время обучения письму или чтению, исходным процессом становится звуковой анализ устной речи, а именно мысленное разделение слова на его составные части – звуки, определение их количества и алгоритма.

Перед тем, как приступить к письму, ребенок должен научиться анализировать звуки в словах, а вот во время записывания слов наблюдается процесс синтеза, то есть мысленное сочетание звуков и построение из них слова.

Таким образом, правильное полноценное освоение письма невозможно без владения звуковым анализом. Если таковой не сформирован или освоен не полностью, то ребенок будет писать с ошибками. К примеру, вместо слова «страна» он напишет «стана».

Звуковой синтез

Синтез звуков лежит в основе процесса чтения. Прочесть слово – это значит соединить отдельные буквы, которые отражают порядок звуков в слове. Их нужно синтезировать последовательно, так, чтобы они составили реально существующее слово.

Правильный синтез осуществляется только при умении анализировать звуковую структуру слов. Если синтез нарушен, ребенок не может составить слово из ряда букв. Если нарушен звуковой синтез и анализ, то ребенок может читать слова побуквенно, вместо звуков он произносит буквы. Многие скажут, что все дети во время обучения начинают так читать. На самом деле побуквенное чтение будет нормой, пока взрослы полностью не объяснит малышу, как читается правильно. На это обычно уходит максимум три занятия. А если вы читаете буквы уже более 15 занятий, то это говорит о том, что ребенок без необходимых коррекционных мероприятий не научится правильно читать и писать, поскольку у него нарушено развитие речи.

Дети, у которых проблемы с речью, имеют нарушенное произношение фонем, неправильно их воспринимают. К тому же у них есть трудности анализа и синтеза звуков. Они могут иметь разную степень выраженности – от смешения последовательности звуков, до абсолютной неспособности выделить звуки и определить их количество в слове. Многим детям трудно сливать звуки в слоги и слова, они искажают слоговую структуру слов. С такими ребятами должен заниматься логопед.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Статьи