Почему дети не слушаются на логопедических занятиях?

Июль 31st, 2018

Непослушные дети нередко становятся проблемой многих родителей. Чтобы такие малыши начали вести себя прилежно, приходится приложить массу усилий: контролировать, сдерживать, отказывать, повторять, предупреждать и наказывать. И в этом проблема – мы не желаем напрягаться при воспитании детей. Было бы куда удобнее, чтобы ребенок стал управляемым, словно игрушка с пультом.

Однако специалисты по развитию вовсе не сочувствуют родителям, у которых растут непослушные озорники, их, напротив, смущают послушные дети, зависящие от родительского слова и пожелания. В непривычных и трудных жизненных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они теряются, сдаются, грустят. В семейном кругу это незаметно. Но выходя во взрослую жизнь, они показывают слишком низкую степень адаптивности, выживают исключительно в закрытых сообществах, построенных на идеальной дисциплине либо при полной стагнации, когда один день в точности повторяет другой.

Что такое послушание и нужно ли оно?

Нередко под послушанием понимают и отсутствие у ребенка негативной эмоции – правильные и хорошие девочки и мальчики не злятся никогда, покорно реагируют даже на агрессию своих родителей. Таких малышей с детства приучают не трогать и не отрывать родителей от прочих важных дел, не сердить, не создавать проблем и пр. Дети, выросшие в жестких условиях табу, вместе с негативными эмоциями подавляют и положительные. Стиль воспитания моделирует общее направление детской личности, степень послушания. Авторитарный стиль, которому сегодня отдают предпочтение не только папы, но и мамы, заключается в активном подавлении детской воли. Сначала малыша дрессируют – его заставляют многократно повторять команды, пока исполнение не станет автоматическим, так чтобы и некогда было думать. Задача образования выполняется по тому же принципу – не нужно рассуждать, что именно интересно, а что нет, учить нужно все наизусть, если вы не поняли.

Демократическое общение с ребенком

Стиль демократии предусматривает, наоборот, наличие права голоса и включенность ребенка в работу. И хотя отдельные вещи не подвергаются обсуждению, так как не включены в круг детской ответственности, главный формат общения ребенка и родителя – не приказы, а совещание. Существует и смешанный стиль, во время которого родители иногда затягивают болты, а иногда послабляют давление. Дети и к нему могут приспособиться, живя беззаботно – от одного наказания к следующему.

Что нужно делать?

Непослушание – не всегда плохо. Такое поведение может оказаться следствием высокой активности работы мозга, концентрации на решении внутренних сложных задач. Проблема в том, что детям с хорошим интеллектом скучно и трудно заниматься рутинными делами. Они могут много часов потратить на решение сложной задачи, которую и родители не всегда решат. По сути, они стараются занять особенное положение, что слишком мешает занятиям с учителями, членам семьи и вступает в противоречие с принципом равенства. Такие дети не будут реагировать на повышение тона, если заметят, что ситуация не достойная их нервов, а родители просто на них давят.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Статьи