Автоматизация звуков при дислалии

Сентябрь 30th, 2018

После правильной постановки звука необходимо ввести новый звук в детскую речь. В онтогенезе при правильном развитии детской речи каждый новый звук после изучения необходимо начать использовать в контексте слова. Должно пройти определенное время и большое число тренировок, чтобы малыш научился без ошибок произносить слова.

Почему так получается с изучением звуков?

На данный ответ ответил академик И. Павлов, который изучал условные рефлекторные взаимосвязи, образующиеся не только у животных, но и в головном мозге человека. В любом случае автоматизированное движение мышц, как ног и рук, так и губ и языка, сначала выполняется при участи человеческого сознания. Например, когда нужно перенести массу тела на одну ногу, вторую согнуть в колене, вытянуть ее вперед, многократное повторение одного движения дает возможность выполнить данное движение бессознательно, не тратя на это много энергии. Это принято называть динамическим стереотипом, автоматизмом.

Когда нарушается звукопроизношение, это может проявиться и в пропуске звука, и в его замене другим, наиболее простым звуком. В первой ситуации автоматизировать звук будет легче, поскольку в мозгу ребенка нет некоторых условно-рефлекторных связей, их просто необходимо заново создать. Если наблюдается искаженное произношение либо замена звука, то уже присутствуют условные связи, их требуется затормозить, подкрепив одновременно новый динамичный стереотип правильной речи. Так что автоматизация протекает дольше.

Коррекция речи при дислалии

Автоматизация и постановка звуков – это основа коррекционных занятий при дислалии. Во время автоматизации звук последовательно проходит несколько стадий, и нарушать данную последовательность запрещается. Если еще звукопроизношение не устоялось в словах в медленном темпе, с вероятными подсказками – малыш никак не сможет произнести ни скороговорку, ни стишок. В более простых случаях, когда дислалия является возрастной и физиологической, каждый этап может длиться до пяти минут – рычание, произнесение пяти слогов, по пять слов для каждого сочетания сказал, и уже можно рассказывать стишки.

Однако все данные слоги все-таки произнесены, взрослый услышал, что во всех сочетаниях получается звук, все этапы соблюдены.

С какой последовательностью автоматизируются звуки?

Автоматизация звуков происходит в следующей последовательности:

  • Доведение до автоматизма изолированного звука;
  • Автоматизм звука в слоге;
  • Автоматизм звука в слове посредством упражнений;
  • Автоматизм звука в словосочетании, фразе;
  • Автоматизм звука в стихе при выполнении упражнений;
  • Автоматизм звуков в текстах или рассказах посредством упражнений;
  • Автоматизм звука в устной детской речи;
  • Автоматизм в скороговорках, если позволяет возраст ребенка.

В любом случае изначально нужно закрепить звук изолированно, то есть отдельно от остальных звуков, так как в речевом потоке звуки влияют друг на друга, достаточно просто сравнить произношение твердых и мягких согласных звуков.

Комментарии закрыты.

Опубликовано в: Статьи