Речь – это высокая психическая функция, которая является не только формой обмена информацией между людьми, но и способом работы сознания. Речь сопровождает людей в течение всей жизни. Она опосредует их действия, помогает понимать друг друга посредством общения.
Факторы развития
Дети во время развития овладевают данным инструментом – учатся говорить, используют его во время общения. Именно общение является самым важным и первейшим средством развития речи у детей. Вместе с ним учитываются такие факторы:
• Обучение;
• Языковая среда;
• Процесс игры;
• Деятельность в быту;
• Литература;
• Труд;
• Искусство.
Применение всех данных средств одновременно должно оказать положительное влияние на развитие устной, правильной речи и навыкам общаться с людьми, которые находятся вокруг.
Нередко в условиях современного мира родители не имеют большого количества времени на общение с ребенком. Они только вечером приходят с работы, многие стараются отдохнуть или тут же бросаются выполнять дела по хозяйству. А общение с детьми сводится к быстрому пересказу прошедшего дня. Но ведь этого недостаточно для того, чтобы ребенок научился правильной связной речи.
Логопедический садик
Дети, посещающие детский сад, в основном быстро овладевают речевыми навыками благодаря специализированному обучению. Во время занятий логопедов с детьми решаются такие важные задачи обучения:
• Развитие словарного запаса;
• Обогащение словарного запаса благодаря ознакомлению с миром;
• Пополнение запаса слов разными частями речи;
• Освоение значений слов и правильного их употребления;
• Формируется связная речь;
• Появляется понимание сочетаемости слова;
• Развивается навык употребления многозначных слов.
Как происходит воспитание культуры звуковой речи
Звуковая культура речи достигается за счет:
• Развития фонематического слуха;
• Воспитания правильной орфоэпической речи;
• Обучения правильно произносить звуки;
• Вырабатывания четкой дикции;
• Овладения средствами выражения (тоном, интонацией, темпом и пр.).
Подготовка к грамотной речи
Решение всех изложенных выше задач позволяет добиваться основной цели – развивать полноценную детскую речь. Также за счет этого становится возможным развитие всех прочих психических функций – и главное, мышления. В результате все эти действия помогут реализоваться малышу как личности, получить высокие личные и учебные результаты.
Процесс абсолютного овладения речью является достаточно долгим. Если родители желают, чтобы у ребенка получалось грамотно выражать собственные мысли, общаться без затруднений с окружающими людьми, чтобы он красиво разговаривал – необходимо обеспечить специальные условия, которые окажут положительное влияние на речевое развитие. Нужно играть в пальчиковые и ролевые игры, читать книги, учить стишки, обсуждать события, случившиеся за день – и результат не заставит себя ждать.