Аутизм – это расстройство психического плана, которое характеризуется явным дефицитом социальных, личностных и разговорных сторон развития и особенностей общения. Для этого заболевания характерны:
- склонность к изоляции себя от общества,
- отгороженность от всего окружающего мира, потеря с ним связей,
- погружение в мир собственных переживаний,
- отсутствие или потеря навыков общения,
- частичное или полное отсутствие навыков разговора,
- стереотипные или повторяющиеся действия,
- интересы, которые в первую очередь направлены на неживые предметы и объекты.
Кому нужна помощь
Современные детские сады и логопедические группы должны в первую очередь помогать деткам с раним аутизмом. К каждому такому особенному ребенку необходим индивидуальный подход. В дальнейшем можно приступить к занятиям в небольших группах детей, у которых относительно похожее речевое и психическое развитие. При этом главное место отводится развитию моторики и речи, ведь именно она является главным средством коммуникации детей. Успешность развития речи и работы по ее коррекции в целом во многом определяется действиями и поведением родителей аутичных детей. Они должны иметь большое желание помочь своему малышу адаптироваться в обществе, то есть ввести их в социальный мир.
Родителям нужно постоянно общаться с малышом, ведь это станет своеобразным каналом влияния на неконтактность ребенка и преодоление этой проблемы. Общение станет как раз тем эффективным средством, которое всегда используют близкие и родители. Как показал накопленный опыт, правильно и активное использование этого средства дает свои положительные результаты.
Рекомендации к занятиям с аутистами
Во время занятий с аутичными детьми рекомендуется придерживаться следующих советов:
- Ребенка необходимо хвалить за внимание и принятое участие, независимо от результатов его работы. Похвала создает хороший толчок к дальнейшему позитивному общению;
- По возможности, необходимо объяснять задания не только при помощи речи и слов, но и жестов, эмоций, при этом рекомендуется не делать резких движений, не повышать голос в процессе общения;
- В занятиях нужно учесть интересы, преобладающие для ребенка, применять его пристрастия для сближения и установления контакта;
Нужно обязательно помнить о том, что неадекватная детская реакция может значить или переутомление, или то, что ребенок недопонял задание. В этом случае будет достаточно сократить или снизить сложность задания, и понаблюдать за поведением малыша.