Согласно российскому стандарту дошкольного образования развитие ребенка должно обеспечиваться целостной индивидуализацией и социализацией.
Требования к социализации ребенка
Наряду с остальными направлениями детского развития, стандарт выдвигает определенные требования к социальному индивидуальному детскому развитию. К таким требованиям можно отнести:
- Усвоение ценностей и норм, принятых в обществе;
- Развитие взаимодействия малыша и его общения со взрослыми людьми и своими одногодками;
- Развитие навыков самостоятельности;
- Развитие целенаправленности личных действий и решений малыша;
- Формирование его эмоционального и социального интеллекта;
- Формирование уважения к членам своей семьи, чувства принадлежности к ней;
- Формирование безопасного детского поведения в социуме.
В последние годы увеличилось число случаев, когда у ребенка во время общения появляются трудности, связанные с разными нарушениями речи различной сложности. Дети при этом обладают нормальными потенциальными возможностями.
В своей теории исторического культурного развития психики ученые уделили внимание проблемам социализации отстающих детей в развитии речи. Однако такие дети обладают нормальными потенциальными возможностями. Любой детский дефект приводит к ограничениям взаимодействия ребенка с миром, который его окружает, не дает ему овладевать культурой, общественным опытом.
Какие могут быть проблемы у ребенка?
К поступлению в школьные заведения примерно треть всех детей имеет нарушения речи различной этиологии, степени и характера выраженности, что обуславливает проблемы социализации детей в виде некоторых ограничений.
Преподаватели также отмечают невысокий уровень развития в познавательной и коммуникативной сфере, недостаток произвольности манер и действий, неуравновешенность в эмоциональном плане и слабое развитие речи.
Безусловно, с возрастом все эти нарушения исчезают, но могут получить и выраженный устойчивый характер. Все это приводит к определенным проблемам, усложняющим отношения малыша со сверстниками и взрослыми людьми. Это не дает ребенку стать успешным членом общества в дальнейшем. А если речь идет о слишком сложном нарушении, то это может стать причиной замыкания ребенка в себе, его психика становится неустойчивой, и в результате он может перестать говорить и общаться с людьми.
Некоторые родители по незнанию или из-за своей некомпетентности не уделяют должного внимания речевым нарушениям, которые замечают у своих детей, а иногда и вовсе их не видят. Они не думают о том, что недоразвитая речь способна повлечь за собой такие сложные проблемы, как нарушение способности к коммуникации. При этом такие дети должны вызывать тревогу в первую очередь в связи с тем, что они не в состоянии решить свои проблемы самостоятельно. Им необходима помощь со стороны взрослых: родителей и педагогов, логопедов и дефектологов. Эта поддержка должна быть квалифицированной и своевременной.